Страница обновлена 11.01.2023

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Ростовский колледж отраслевых технологий

Страница обновлена 11.01.2023
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Ростовский колледж отраслевых технологий

                                                                                Музей боевой славы "Солдат на войне"                                                                         

                                                                                                                                                     Ярославская область, Ростовский район, п.Семибратово, ул. Красноборская, д.3                                                                                                                                       

 Руководитель музея: Ахапкина Марина Алексеевна

               

Проблемы гражданского воспитания и становления личности как гражданина и патриота всегда были актуальны для российского общества.

В первую очередь, это связано с геополитической открытостью российских границ, которая служит причиной постоянной угрозы агрессивных внешних вторжений.

Во-вторых, ценность гражданско-патриотического воспитания заключается в том, что для будущего страны важно не только, какие специалисты будут создавать и приумножать её национальное богатство, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция.

Поэтому на сегодняшний день актуальность гражданско-патриотического воспитания выходит на первый план, являясь приоритетной в образовательной политике государства.

Особое место в этом процессе занимают музеи образовательных организаций, которые хранят и экспонируют достоверные, первичные источники исторической информации.
 

 

 

История создания музея

В реализации идеи создания музея боевой славы принимал участие весь научно-педагогический состав Семибратовского профессионального училища № 33.

          Музей боевой славы «Солдат на войне» был открыт 9 мая 1972 г. Идея его создания принадлежала преподавателю Семибратовского профессионального училища № 33 Людмиле Николаевне Мизиной, которая вспоминала: «В декабре 1971 г. мы впервые организовали встречу обучающихся с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками битвы под Москвой. В ходе встречи были записаны воспоминания участников ВОв, сделаны групповые фотографии учеников с бывшими фронтовиками. В результате проведённого мероприятия нами было решено продолжить сбор материалов и документов».

Краткая экскурсия по музею 


 

В реализации идеи создания музея боевой славы принимал участие весь инженерно-педагогический коллектив бывшего ПУ № 33. Преподаватели и студенты, разделившись на группы в 5 – 6 человек, обходили дома и квартиры, где проживали ветераны или семьи погибших воинов. Жители посёлка Семибратово охотно жертвовали музею личные вещи, письма и ордена фронтовиков. Таким образом, к 9 мая 1972 года были собраны документы о 100 участниках ВОв, проживавших на территории п. Семибратово и близлежащих сёл и деревень.


В последующем, во многом благодаря усилиям преемницы Л.Н. Мизиной – О.М. Кулигиной, фонд музея боевой славы неоднократно пополнялся новыми экспонатами, и на сегодняшний день в его активе содержится свыше 1000 музейных предметов. Среди них можно выделить документы и фотографии фронтовиков, награды, которых они были удостоены, а также элементы обмундирования и личные вещи семибратовцев, ковавших Победу в то страшное для нашей страны время.

Семибратовский детский дом № 114 был открыт в конце 1941 г. и считался специальным, так как первоначально принимал только детей-блокадников и русских детей-сирот с территорий оккупированных фашистами западных стран (т.н. репатриированных), т.е. из Польши, Германии, Франции.

 

Разделы экспозиции. Линии экспозиционного рассказа

Применение в экспозиции нескольких уровней масштабирования позволяет оценить события тех лет с двух позиций: с точки зрения современного исторического знания; с точки зрения участников блокады Ленинграда – детей.

В современной отечественной историографии нацистская истребительская политика в отношении мирного населения блокадного Ленинграда оценивается как геноцид славянского населения и по своей жестокости приравнивается к ещё одной трагедии Второй мировой войны – Холокосту. С точки зрения международного права действия фашистов классифицируются как «преступление против человечности», ведь после взятия Северной столицы в блокадное кольцо её жители были обречены на умирание путём голодной смерти. Помимо взрослого населения, на момент начала блокады Ленинграда в городе насчитывалось 852 380 детей и подростков в возрасте до 16 лет[1], разделивших тяготы блокады наравне со взрослыми.

[1] Газиева, Л.Л. Организация эвакуации ленинградских детей (по материалам государственных архивов)/Клио, 2013, № 8. – С. 64.
 

История сохранения памяти о блокаде Ленинграда, которая навсегда изменила судьбы сотен тысяч мирных жителей, – необходимый элемент патриотического воспитания молодёжи. Представленные в экспозиции «Семибратовский детский дом №114» фотографии, документы, предметы быта способствуют более целостному изучению обучающимися истории осады Северной столицы, в т.ч. предпринятых Советским государством мерах по эвакуации детей из осаждённого города, организации их размещения на местах, условиях образования, воспитания, социализации.

В основе экспозиционного рассказа несколько линий:
- тема блокады Ленинграда и эвакуационные мероприятия советской власти по спасению детей блокадного города;
- место Ярославской области и Ростова Ярославского в этом процессе;
- повседневная жизнь детей-блокадников в Семибратовском детском доме № 114 в годы войны в различных её аспектах: моральное и физическое состояние воспитанников на момент прибытия в воспитательное учреждение; условия их содержания, организация режима дня и т.д.
Таким образом, применение в экспозиции нескольких уровней масштабирования позволяет оценить события тех лет с двух позиций: с точки зрения современного исторического знания; с точки зрения участников блокады Ленинграда – детей.