Музей боевой славы "Солдат на войне"                                                                         

                                                                                                                                                                     Ярославская область, Ростовский район, п.Семибратово, ул. Красноборская, д.3                                                                                                                                       

                   Руководитель музея: Ахапкина Марина Алексеевна

               

Проблемы гражданского воспитания и становления личности как гражданина и патриота всегда были актуальны для российского общества.

В первую очередь, это связано с геополитической открытостью российских границ, которая служит причиной постоянной угрозы агрессивных внешних вторжений.

Во-вторых, ценность гражданско-патриотического воспитания заключается в том, что для будущего страны важно не только, какие специалисты будут создавать и приумножать её национальное богатство, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция.

Поэтому на сегодняшний день актуальность гражданско-патриотического воспитания выходит на первый план, являясь приоритетной в образовательной политике государства.

Особое место в этом процессе занимают музеи образовательных организаций, которые хранят и экспонируют достоверные, первичные источники исторической информации.
 

 

 

История создания музея

В реализации идеи создания музея боевой славы принимал участие весь научно-педагогический состав Семибратовского профессионального училища № 33.

          Музей боевой славы «Солдат на войне» был открыт 9 мая 1972 г. Идея его создания принадлежала преподавателю Семибратовского профессионального училища № 33 Людмиле Николаевне Мизиной, которая вспоминала: «В декабре 1971 г. мы впервые организовали встречу обучающихся с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками битвы под Москвой. В ходе встречи были записаны воспоминания участников ВОв, сделаны групповые фотографии учеников с бывшими фронтовиками. В результате проведённого мероприятия нами было решено продолжить сбор материалов и документов».

Краткая экскурсия по музею 


 

В реализации идеи создания музея боевой славы принимал участие весь инженерно-педагогический коллектив бывшего ПУ № 33. Преподаватели и студенты, разделившись на группы в 5 – 6 человек, обходили дома и квартиры, где проживали ветераны или семьи погибших воинов. Жители посёлка Семибратово охотно жертвовали музею личные вещи, письма и ордена фронтовиков. Таким образом, к 9 мая 1972 года были собраны документы о 100 участниках ВОв, проживавших на территории п. Семибратово и близлежащих сёл и деревень.


В последующем, во многом благодаря усилиям преемницы Л.Н. Мизиной – О.М. Кулигиной, фонд музея боевой славы неоднократно пополнялся новыми экспонатами, и на сегодняшний день в его активе содержится свыше 1000 музейных предметов. Среди них можно выделить документы и фотографии фронтовиков, награды, которых они были удостоены, а также элементы обмундирования и личные вещи семибратовцев, ковавших Победу в то страшное для нашей страны время.

Семибратовский детский дом № 114 был открыт в конце 1941 г. и считался специальным, так как первоначально принимал только детей-блокадников и русских детей-сирот с территорий оккупированных фашистами западных стран (т.н. репатриированных), т.е. из Польши, Германии, Франции.

 

Разделы экспозиции. Линии экспозиционного рассказа

Применение в экспозиции нескольких уровней масштабирования позволяет оценить события тех лет с двух позиций: с точки зрения современного исторического знания; с точки зрения участников блокады Ленинграда – детей.

В современной отечественной историографии нацистская истребительская политика в отношении мирного населения блокадного Ленинграда оценивается как геноцид славянского населения и по своей жестокости приравнивается к ещё одной трагедии Второй мировой войны – Холокосту. С точки зрения международного права действия фашистов классифицируются как «преступление против человечности», ведь после взятия Северной столицы в блокадное кольцо её жители были обречены на умирание путём голодной смерти. Помимо взрослого населения, на момент начала блокады Ленинграда в городе насчитывалось 852 380 детей и подростков в возрасте до 16 лет[1], разделивших тяготы блокады наравне со взрослыми.

[1] Газиева, Л.Л. Организация эвакуации ленинградских детей (по материалам государственных архивов)/Клио, 2013, № 8. – С. 64.
 

История сохранения памяти о блокаде Ленинграда, которая навсегда изменила судьбы сотен тысяч мирных жителей, – необходимый элемент патриотического воспитания молодёжи. Представленные в экспозиции «Семибратовский детский дом №114» фотографии, документы, предметы быта способствуют более целостному изучению обучающимися истории осады Северной столицы, в т.ч. предпринятых Советским государством мерах по эвакуации детей из осаждённого города, организации их размещения на местах, условиях образования, воспитания, социализации.

В основе экспозиционного рассказа несколько линий:
- тема блокады Ленинграда и эвакуационные мероприятия советской власти по спасению детей блокадного города;
- место Ярославской области и Ростова Ярославского в этом процессе;
- повседневная жизнь детей-блокадников в Семибратовском детском доме № 114 в годы войны в различных её аспектах: моральное и физическое состояние воспитанников на момент прибытия в воспитательное учреждение; условия их содержания, организация режима дня и т.д.
Таким образом, применение в экспозиции нескольких уровней масштабирования позволяет оценить события тех лет с двух позиций: с точки зрения современного исторического знания; с точки зрения участников блокады Ленинграда – детей.